Философия техники П.К.Энгельмейера
Этимология слова "инженер" тоже весьма любопытна. "Латинское слово ingenium, из которого произошло итальянское ingegno, французское ingenieux и английское enginuos, означает почти тоже, что древнее русское слово "измысленный", т.е. "искусно выполненный", вместо которого теперь осталось слово "измышление", т.е. умение найтись в разных практических ситуациях. Англичане до сих пор называют engineerom всякого техника и перенесли это слово и на машину - engine" .
Таким образом, размышляя об инженерной деятельности как своего рода искусстве, Энгельмейер естественно приходит к выводу о том, что на долю инженера выпадает "деятельность творческая и направляющая, на долю техника - исполнение". Впервые, именно в данной работе, вводится взаимосвязь технико-экономических показателей. "Техника - пишет Энгельмейер - относится к экономике как полезность (потребительная ценность) к ценности (меновой)" . Следующим шагом явилась книга "Теория творчества", вышедшая в 1910 г. Предисловия к ней были написаны Д. Овсянико-Куликовским и Э.Махом. Овсянико-Куликовский подчеркивает, что особую ценность представляют проводимое в книге сближение творчества технического с научным и художественным. Э.Мах, в свою очередь, дает такую оценку: "Когда общепринятые представления и точки зрения одной области переносятся в другую область, то это всегда оживляет эту последнюю, обыкновенно даже обогащает ее и способствует ее развитию" .
В этой работе Энгельмейер уже не ограничивается вопросами изобретательства. Он разрабатывает основы новой науки "эврилогии" - науки о творчестве. Разбираются проблемы природы творческого процесса не только в технике, но и в науке, религии и искусстве.
Основное место в книге занимает "теория трехакта", состоящего из трех стадий: желания, знания и умения. В первом акте изобретение предполагается, во втором доказывается, в третьем осуществляется. Поэтому, в первом акте все начинается с интуитивного появления гипотетической идеи. Во втором акте разрабатывается план, изобретение преобразуется в логическое представление. Третий акт не связан непосредственно с творчеством. Выполнение плана может быть поручено соответствующему специалисту. Гениальность проявляется в первом акте, талант во втором, прилежание в третьем.
И в этой работе Энгельмейер возвращается к определению понятия "техника". В частности, он ссылается на такие слова Рибо из трактата о "Творческом воображении": "Если бы можно было бы установить баланс тому, сколько воображения человечество затратило и воплотило с одной стороны в области эстетической, а с другой в области технической и механической, то итог склонился бы на сторону последней."
Далее Энгельмейер проводит классификацию искусств на изящные (эстетические) и полезные (утилитарные). Основываясь на этой классификации, он отвечает на вопрос "что такое польза?", следующим образом. "Полезно все то, что облегчает достижение намеченной цели, . все то, что увеличивает производительность труда. Но это как раз и есть функция и основная цель техники, как профессии и как искусства" . Исходя из этого он дает определение техники, как искусства, направленного на пользу, в противоположность художеству, направленному на красоту.
Своеобразным социально-техническим исследованием может быть названа работа П.К.Энгельмейера "Творческая личность и среда в области технических изобретений" .
"Творческая сила и среда - это две силы враждебные, но необходимые для прогресса", - пишет Энгельмейер. Ему удалось верно сформулировать основное противоречие инновационного процесса, рассматривая взаимодействие среды и личности как борьбу двух стихий: "Творческая личность не может молчать о том, что для нее очевидно, но и масса не может не следовать законам инерции" .
Переходя впоследствии к вопросу о "здоровом изобретении", то есть изобретении, имеющем "внутренний и наружный успех", и "больном изобретении", связанном с "внутренним и наружным неуспехом", Энгельмейер ставит один из ключевых вопросов, связанных с целым комплексом социально- психологических проблем: "Счастье ли быть изобретателем?" Отвечает же он на него не общими рассуждениями, а вполне конкретно. "Счастливым бывает изобретатель только тогда, когда зараз стекаются следующие условия: 1) творческий гений, 2) необходимые познания, 3) мастерство в обращении с материей, 4) коммерческая жилка и знание людей и 5) удача".
Немного больше о технологиях >>>
Особенности советской и американской науки
Что
мы имели?
Сейчас
много пишется о разрушении советской науки, о тяжелом положении, в котором
оказались ученые и научные сотрудники бывшего СССР. И это действительно так.
Чтобы разобраться в этом, рассмотрим хотя бы схематически организацию советской
науки.
Одной
из к ...
Применение световода на уроках физики
Школьник понимает физический опыт только
тогда хорошо, когда он его делает сам. Но еще лучше он понимает его, если сам
делает прибор для эксперимента.
П.Л.Капица
Физический эксперимент... Постановка его на
уроке позволяет учителю не только подробно рассмотреть физические я ...